Создаем бизнес

Как выбирать франшизу: 12 правил от Андрея Ковалева

Как выбирать франшизу: 12 правил от Андрея Ковалева

Франшиза – теоретически один из самых простых и быстрых способов начать собственное дело, купив, по-сути, “готовый бизнес в коробочке”. Но чтобы такая теория стала практикой успеха, а не практикой банкротства, нужно понимать, как выбирать франшизу.

В этой заметке мы обобщим 12 правил того, как выбирать франшизу, сформулированных в различных публикациях и видеоматериалах известным “поющим миллиардером” Андреем Ковалевым.

И в конце приведем любопытное видео, частично снятое в моем родном городе Коломне.

Итак, как выбирать франшизу?

Правило 1. Франшиза должна серьезно рекламироваться

Причем рекламироваться должна не продажа франшизы, а именно конечный продукт, который Вы будете продавать, став франчайзи.

МакДоналдс, например, рекламирует на растяжках и по телевизору не свою франшизу, а бургеры.

В итоге каждый знает, что такое Биг-Мак, но мало кому известно, что МакДоналдс продает франшизу.

И это правильное соотношение и положение дел.

Если же серьезной рекламной поддержки конечного продукта нет – Вы рискуете заплатить немалые деньги за право пользования брендом, который никому не известен и, по сути, никому не нужен.

Правило 2. Конечный продукт должен быть достаточно сложным

Не имеет смысла покупать франшизу, скажем, маленькой кофейни. Воспроизвести ее своими силами и своим умом не составит труда: посетите пару десятков маленьких кофеен (если в Вашем городе их нет – сгоняйте на пару дней в город покрупнее), внимательно все рассмотрите и запишите. Устройтесь на некоторое время поработать в такую кофейню, чтобы изучить бизнес изнутри. Пообщайтесь со знакомыми предпринимателями, кто имеет опыт смежного бизнеса и пр.

Через некоторое время, уделенное такой работе, у Вас будет полное понимание того, как все это делается и стоит ли этим заниматься вообще.

И если Вы решите, что стоит, то сможете открыть такую кофейню под своим брендом и безо всякой франшизы.

Нет смысла платить за это шести-, а то и семи-значный паушальный взнос, а потом еще и роялти, потому как “внагрузку” к банальному описанию очевидных вещей вместо пакета документации, Вы скорее всего получите еще и полное отсутствие предыдущего пункта (который про рекламу).

Покупать франшизу имеет смысл лишь в том случае, если объективно не получится самому настолько детально разобраться в том, как работает бизнес, на который Вы “положили глаз”, чтобы воспроизвести его своими силами.

Иначе Вы пополните коллекцию плачевных историй о том, как не надо выбирать франшизу (видео на эту тему – в конце).

Правило 3. Должен быть предоставлен полный пакет технологических и иных документов

Все бизнес-процессы, в том числе процесс создания продукта (оказания услуги) и все остальное должны быть четко и подробно прописаны.

Смысл франшизы по большей части именно в этом – Вы покупаете готовый бизнес, а бизнес – это его процессы и процедуры, подробное описание всего и вся.

Если такой документации нет – деньги будут однозначно выброшены на ветер.

Правило 4. Франчайзер должен предоставлять серьезное обучение

Мало получить полный пакет документов, нужно научиться всем этим пользоваться. К сожалению, слишком многие франшизы создаются не для того, чтобы снабдить Вас эффективным готовым бизнесом, а для того, чтобы продавать Вам некачественное обучение, делая на этом немалые деньги, и еще кое-что (об этом – в правиле 5).

Поэтому, думая над тем, как выбирать франшизу, проанализируйте и систему обучения франчайзера. К сожалению, в слишком многих франшизах обучение сводится примерно к следующей модели: “Урок 1. Молоко дает корова. Урок 2. Молоко нужно ставить в холодильник, иначе оно прокиснет”… И так далее.

Словом, за обучение выдается озвучивание банальных и всем известных вещей, да к тому же нередко еще и с грубыми ляпами.

Правило 5. Франчайзер должен обеспечить Вам качественные поставки всего необходимого по ценам, ниже рыночных

Одна из особенностей любой франшизы заключается в том, что Вы будете обязаны закупать все необходимое у строго определенных поставщиков.

Если эти поставщики не могут похвастаться отличным качеством и ценами, ниже средних по рынку – то Вы, по сути, станете не франчайзи, а еще одним каналом сбыта для тех, у кого в силу низкого качества никто ничего нормальным порядком не покупает, и вместо покупки эффективного бизнеса попадете в убыточную кабалу.

Поэтому заранее все разузнайте и “разведайте”, что у них с поставками, от этого будет зависеть очень многое.

Правило 6. Обязательно посетите действующие точки других франчайзи

Если таких точек нет – с франшизой все ясно и выбирать ее не стоит. Точек должно быть достаточно много. Поездите по ним, посмотрите, что там происходит, уделите наблюдению за каждой точкой хотя бы пару часов.

Есть ли очередь в кассу?

Какова величина клиентского потока?

Наблюдаемый средний чек?

И так далее.

Потратив несколько дней, можно составить исчерпывающее представление о том, насколько хорошо идут дела в данном бизнесе, что поможет Вам получить дополнительные точки опоры в вопросе о том, как выбирать франшизу и стоит ли выбирать именно эту.

Правило 7. Пообщайтесь с действующими франчайзи

Не ограничивайтесь ролью наблюдателя. Пообщайтесь с тем, кто стоит за прилавком (с большим удивлением Вы зачастую выясните, что это и есть владелец данной точки, если же нет – спросите контакты хозяина).

В абсолютном большинстве случаев франчайзи охотно пойдут на контакт и в первую очередь поделятся с Вами именно “наболевшим”, то есть подробным разбором косяков франшизы.

В решении вопроса о том, как выбирать франшизу, это, сами понимаете – бесценная информация.

Не бойтесь, что Вас “пошлют”, у другого франчайзи для этого нет никаких оснований: в грамотно устроенной франшизе точки согласовываются и располагаются таким образом, что Вы в принципе не будете ему конкурентом. Так что общайтесь! – это вообще очень полезный навык для предпринимателя.

Правило 8. Пообщайтесь с целевой аудиторией

Находясь на точке другого франчайзи, поспрашивайте покупателей о том, нравится ли им продукт (услуга), первая это покупка или повторная, как часто они сюда возвращаются и пр. Можете “для солидности” взять в руки планшет и повесить себе бейдж только что придуманной Вами же службы опросов ))

В своем окружении тоже поспрашивайте – было бы им интересно покупать данный товар или услугу, известны ли им люди, которые могут стать Вашими покупателями.

Итоги подобного опроса зачастую лучше любого тренинга научат Вас тому, как выбирать франшизу… или как не надо ее выбирать.

Правило 9. Проведите как можно более доскональную проверку компании-франчайзера

Внимательно изучите сайт компании. Почитайте отзывы в Интернете, используйте бесплатные ресурсы (например, сайт налоговой). Поищите в поисковиках инструменты проверки контрагентов – их сегодня множество, причем немало бесплатных и еще больше – за весьма символическую плату.

Особое внимание обратите на возраст компании и самой франшизы. Если этот возраст составляет менее трех лет, риск становится просто запредельным, ибо на протяжении первых двух-трех лет модель бизнеса только проходит проверку временем и “обкатку”, а зачастую спустя эти самые три года просто уходит с рынка (вместе с франчайзи).

Правило 10. Изучите всю доступную документацию

Она обычно есть в открытом доступе на сайте франчайзера или предоставляется по запросу. Изучите договор на предмет хотя бы:

– срока действия договора и условий его продления;

– территории, закрепляемой за франчайзи;

– условий сотрудничества;

– права реализации собственного ассортимента франчайзи;

– условий ценообразования;

– условий использования единой учетной системы;

– консультационной поддержки франчайзи;

– условий расторжения договора.

Также уделите пристальное внимание финансовой модели, которая должна отражать: размер инвестиций на запуск, размер постоянных и переменных затрат, прогнозный план продаж, коэффициент сезонности, период окупаемости, точку безубыточности, процент рентабельности и остальные показатели.

При этом имейте в виду, что показатели рентабельности и прибыльности, как правило, завышены, а суммы расходов на запуск и содержание бизнеса – занижены. Порой достаточно существенно. И все циферки обязательно прилежно по несколько раз пересчитайте на калькуляторе.

Правило 11. Не покупайте франшизу на кредитные деньги и не вкладывайте в нее кредитных денег

Кредит предприниматель может брать только на расширение отлаженного и четко, как часы работающего бизнеса. Брать кредит на покупку франшизы, даже если она представляется “железной” и “беспроигрышной” – глупо, потому что, как правило, это приводит к тому, что Вы остаетесь и без бизнеса, и без денег, и на Вас вдобавок повисают эти обязательства со всеми процентами и прочими нюансами.

Лучше пользоваться другими источниками финансирования, например, собственными сбережениями или собственной долей прибыли с другого бизнеса.

Правило 12. Бизнес должен быть Вам понятен, и у Вас должно быть желание им заниматься

Если Вы ничего не понимаете в бизнесе, франшизу которого хотите купить – это практически гарантированный путь к провалу. Если Вам реально хочется заниматься данным бизнесом (а это обязательное условие) – начинайте активно его изучать.

Общайтесь с предпринимателями, смотрите видео на ютубе, посвященные данному виду бизнеса, начните читать соответствующие книги, тематические газеты и журналы, посещайте семинары и конференции, изучайте тренинги через Интернет…

Одним словом – разберитесь, становитесь определенного рода экспертом, чтобы Вам уже было невозможно “впарить” требуху в красивой упаковке.

Конечно, это не полный перечень правил, объясняющих как выбирать франшизу, но соблюдение хотя бы этих убережет Вас от огромного количества проблем, необдуманного решения и пустого слива кровно заработанных денежек.

Об авторе

Павел Берестнев

Павел Берестнев - предприниматель, автор статей и других материалов по теме бизнеса, создатель и владелец ЕНС-Студии сайтов.

Ваше мнение?