Коллективный мозговой штурм — великолепный метод поиска решений любых бизнес-проблем. К сожалению, мало кто умеет им эффективно пользоваться, и абсолютное большинство «коллективных мозговых штурмов», на которых мне доводилось присутствовать в различных компаниях, представляют собой жалкое подобие того, как все должно обстоять на самом деле.
После очередного такого присутствия решил написать для Вас статью с инструкцией о том, как правильно выполняется коллективный мозговой штурм. Это несложно, нужно лишь соблюдать ряд важных правил, и Вы будете потрясены тому, насколько возрастет скорость и качество генерируемых идей.
Эти правила обязательны к соблюдению, в противном случае Вы получите лишь бледную тень нужного результата.
Итак, вот как проводится действительно продуктивный коллективный мозговой штурм.
- Необходимо участие 4 — 7 человек. Не больше и не меньше. Если в штурме принимают участие менее 4 человек, количество возможностей генерации идей сокращается ниже критического минимума. Если же будет участвовать больше 7 человек, за время, отведенное на штурм, далеко не каждый участник сможет полноценно высказаться, к тому же мероприятие рискует превратиться в неуправляемый балаган.
- Должны выполняться 2 обязательных роли: ведущего и записывающего. Один из участников выполняет роль ведущего. Он управляет ходом мероприятия, стимулирует каждого высказываться, напоминает правила, если кто-то в запале про них «забыл», вовремя передает слово от одного другому и пр. Другой участник стоит у доски или флипчарта и записывает озвученные идеи. При этом и ведущий, и записывающий также могут и должны высказывать свои идеи.
- Высказанные идеи записываются так, чтобы они были видны всем. Вот почему не подходит их фиксация в листочке за столом. Это должна быть или доска (маркерная или для мела) или флипчарт.
- Высказанные идеи не оцениваются. Участникам мероприятия запрещается давать оценку высказываемым идеям. Категорически. Во-первых, попытки такой оценки в ходе мероприятия сразу же оборвут поток идей и рассеют нужную атмосферу, во-вторых, нас заботит не качество, а количество высказанных идей.
- Продолжительность мероприятия составляет обычно от 40 до 60 минут. Если оно будет короче, то не будет физической возможности сгенерировать достаточное количество прекрасных идей, просто не хватит времени. С другой стороны из опыта известно, что продолжительность сессии дольше 60 минут смысла не имеет — поток идей к этому времени уже иссякает и участники устают.
Вот такие нехитрые правила. Но от их соблюдения всецело зависит, насколько эффективным будет Ваш коллективный мозговой штурм.
Теперь Вам осталось только собрать своих сотрудников или коллег в нужном количестве и попробовать провести данное мероприятие. Обязательно это сделайте, Вы будете очень довольны результатом, главное — соблюдать правила. Для начальной повестки дня можете взять мою статью «Бизнес во время кризиса: 5 ключевых вопросов, на которые необходимо ответить«.
Кстати, у нас в Отделе продаж моей ЕНС-Студии сайтов скоро состоится очередное совещание, на котором будет и коллективный мозговой штурм. По итогам этого совещания я проведу вебинар в Клубе профессиональных продавцов, на котором поделюсь и интересными результатами штурма. Так что пользуясь случаем приглашаю Вас присоединиться к Клубу профессиональных продавцов и прокачать свои навыки наполнения Вашего бизнеса входящим денежным потоком.
Ваше мнение?