Господа предприниматели, кризис — очень полезная вещь для тех, кто его правильно воспринимает и для тех, кто к нему был готов.
Сразу чтобы было понятно: я не был готов к наступлению текущего кризиса, упустил момент, расслабился, «заплыл жирком» (в том числе и в мозгах) и слишком переоценил собственную гениальность, удачливость и безупречность (они есть вообще или нет — тема отдельная).
За что и поплатился (впрочем, эээ… не будем об этом). И тем не менее, я целиком и полностью разделяю мнение управляющего партнера компании Management Development Group Inc Дмитрия Потапенко:
Кризис, который сейчас происходит — он хорош. Он прекрасен! Он вычищает поляну, сейчас сдохнут самые слабые, и у Вас есть уникальная возможность занять ниши уходящих игроков.
Дмитрий Потапенко
Итак, предприниматели: кризис — замечателен для нас с Вами. И вот почему.
- Рынок реально расчищается. Многие из тех, кто путался у меня под ногами, закрылись. Предприниматели, кризис не пережившие, уходят в ряды наемников и возможно постараются вернуться когда экономика пойдет в гору, но позиции, на которых они держали свои конкурентные преимущества, они упустили.
- Рынок коммерческой недвижимости и наемного труда для нас, коммерсов, в идеальном состоянии! Лет пять назад я не мог просто взять и снять в нашем городе офис, там где мне хотелось, нужно было ждать и запастись терпением и везением. Сегодня, когда мне понадобился новый офис для моей веб-студии, я могу найти пустующие помещения практически в любом офисном центре, причем на очень выгодных условиях. Про очереди желающих потрудиться у меня за уже совсем не завышенные зарплаты, говорить не будем.
- Мы наконец-то учимся считать и ценить каждую копеечку. Теперь, когда предприниматели кризис этот ощутили всеми фибрами души и тела, пришло понимание, что раньше «оно работало» не потому, что мы такие умные, а потому, что рынок был таким. Теперь он другой и «оно» уже не работает. Соответственно, приходится вникать, считать, разбираться, обрезать розовые кусты и находить реальные точки роста и механизмы эффективности. Собственно, это и есть работа предпринимателя, так что мы наконец-то занялись тем, чем и должны были заниматься. Ничего удивительного в том, что бизнесы, основанные в кризис — крепче и долговечнее, чем на пике рынка, нет и быть не может. И предприниматели, кризис пережившие, понимают эту аксиому.
Много чего еще можно сказать по этому поводу, но я думаю, достаточно. Поэтому включаем свое предпринимательское мышление, развиваем правильную коммерческую деятельность и любим кризис!
Также очень рекомендую прочитать мою статью «Кризис для предпринимателя: Что он такое на самом деле«.
Кстати, от кризисов спасает правильно составленный бизнес-план, и вот на этом мастер-классе Вы как раз всему необходимому и научитесь.
Ваше мнение?