Для самых начинающих Создаем бизнес

10 общих классических ошибок при создании Интернет-магазина

10 общих классических ошибок при создании Интернет-магазина

Тему создания, продвижения и развития собственного Интернет-магазина мы начнем с рассмотрения типичных ошибок, которые встречаются в предпринимательской практике.

Ошибок совершается много – и при планировании, и при технической реализации, и при поисковом (и другом) продвижении, и с юридической точки зрения… В настоящей статье мы укажем на ошибки общего плана, а в следующих публикациях подробно поговорим об ошибках в каждой конкретной сфере “Интернет-магазинства”.

Итак, по опыту нашей ЕНС-Студии сайтов, самые-самые классические из базовых ошибок следующие.

1. Стремление создать и вывести на доходность свой Интернет-магазин “совершенно бесплатно и с гарантией”.

Бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и в лучшем случае – для следующей мышки. А о “бизнесе с гарантированным доходом” я недавно писал вот в этой статье.

Интернет-магазин – это серьезный бизнес, к которому нужно отнестись соответствующим образом. В него придется вкладываться, в том числе и деньгами. Другое дело, что затраты можно серьезно сократить по сравнению с теми, которые несут владельцы магазинов, впадающие в другую крайность и стремящиеся к самым дорогим решениям, в которых, как правило, нет никакой необходимости. Но определенного бюджета магазин потребует.

В конце концов, стремление “сделать площадку для продаж бесплатно” противоречиво в себе самом. Если Вы не относитесь к своему делу настолько серьезно, что готовы в него вкладываться, с какой стати другие должны у Вас покупать, принося Вам деньги? Экономика так не работает, и все сладкие обещания “бесплатно, быстро и с гарантией” – наглая ложь.

На нашем курсе “Интернет-магазин своими руками 2.0” Вы узнаете, какие (вполне реальные и посильные) суммы придется вложить в свой Интернет-магазин на старте, как минимизировать затраты, получая лучшее из возможного по минимальной цене абсолютно законно, и во что и сколько вкладывать, когда Ваш магазин начнет нести выручку, а за ней – и прибыль. Кстати, эти две категории отождествлять не нужно, о чем мы подробно поговорим в статье о финансовых ошибках.

2. Создание своего первого в жизни Интернет-магазина с ассротиментом из товаров, в которых предприниматель ничего не смыслит.

Среди действующих предпринимателей, занимающихся продажами “на земле” эта ошибка встречается редко, а вот для новичков, создающих свой первый бизнес она весьма характерна.

Продавать нужно те товары, в которых Вы достаточно хорошо разбираетесь. И здесь есть два пути: а) начинать продавать то, в чем Вы смыслите, либо б) если Вам принципиально приспичило продавать то, в чем Вы пока ничего не понимаете – разберитесь с этим продуктом. Купите его разновидности, посмотрите обзоры и отзывы в Интернете, почитайте описания, документацию, руководства. Станьте в нем хорошим специалистом, а дальше произойдет одна из двух вещей: Вы либо сделаете отличный бизнес, передавая свой энтузиазм покупателю, либо остынете и переключитесь на что-то другое.

На курсе “ИМСР 2.0” мы разберем, как придумать идею Интернет-магазина, если у Вас таковой пока нет, как проверить востребованность товара в Интернете, как распозиционироваться с конкурентами и так далее.

3. Слишком долгий выбор названия.

Вы будете смеяться, но в практике нашей веб-студии нередки ситуации, когда предприниматель две недели не может выбрать название для своего магазина (и соответственно – доменное имя для него), и это серьезно затягивает реализацию проекта.

Конечно, хорошее название – это очень важно, но слишком долго его вымучивать – не лучший вариант. Есть определенные правила нейминга, которые позволят решить данную задачу быстро и качественно. Также есть правила подбора доменного имени (в нашем чеклисте из 12 штук), и все это мы подробно пройдем на “ИМСР 2.0”.

Здесь же скажу просто: мы видели случаи, когда проваливались “гениальные” названия и выстреливали совершенно банальные. И как ни крути, магазин с посредственным названием, но работающий, принесет больше денег, чем с гениаьным, но откладывающийся в создании уже длительное время.

4. Отсутствие элементарного планирования экономики, в том числе – финансовой модели.

“Бизнес-план на салфетке” – это утопия. Особенно, когда “салфетка” существует только “в голове”. Прежде чем создавать и запускать Интернет-магазин, нужно с помощью несложных математических расчетов (большинство из которых сделает за Вас “Эксель”, если ему толково объяснить, что Вам нужно) проверить коммерческую состоятельность своей задумки. И если проверка покажет, что “оно живет” – можно делать. Если нет, то придется выбирать один из двух вариантов: а) танцевать с цифрами до тех пор, пока они не сойдутся, либо б) забыть об этом магазине и начать планировать другой.

Причина, по которой предприниматели не составляют финансовую модель (отговариваясь тем, что “надо не бумажки марать, а работу работать”) банальна: они боятся, что царица наук (да-да, математика, я бы даже сказал, арифметика) покажет несостоятельность их “гениальной идеи”. Расчет на чудо – это причина номер два. Но сколько я видел подобных начинаний (и в скольких из них поучаствовал сам, чего греха таить), чуда не произошло ни разу.

Запомните: если цифры сойдутся на бумаге, то в реальной жизни они либо сойдутся, либо нет. А если они на бумаге не сойдутся – тут уж нет ни одного шанса на успех. От слова “совсем”.

На ИМСР 2.0 мы не только научимся делать начальные расчеты и строить финансовую модель, но и проверять все это на соответствие действительности ДО того, как Вы влезете в безнадежную историю. Это несложно, и сэкономит Вам годы труда, километры нервов и тумбочку денег. Нужно просто этому научиться и все просчитать.

5. Невыполнение анализа конкурентов.

В какой бы нише Вы сегодня ни затеяли свой Интернет-магазин, можете быть уверены: Вы там не одни. Есть люди, которые этим уже занимаются, причем зачастую – уже не первый год. И к ним обязательно стоит присмотреться, на их магазинах можно многому научиться, что весьма пригодится Вам при создании и развитии Вашего.

Не нужно изобретать велосипед и долбиться головой об стену в полуметре от открытой двери. Ответы на все вопросы уже имеются, их нужно просто найти и применить в своей практике. И в ходе планирования Вашего магазина у Вас должен быть на руках список из 3 – 10 (в зависимости от ниши) самых успешных прямых конкурентов, которых нужно подвергнуть тщательному анализу. Вы сделаете очень много открытий и наработаете массу полезных идей.

Как это делается – выясним на нашем курсе “ИМСР 2.0”, там же поговорим и о разнице между реальными конкурентами, и теми, кого Вы за них ошибочно принимаете. Эта разница критична.

6. Объявление конкурентов идиотами.

Нередко приходится слышать: “Да, я смотрел своих конкурентов, они все делают неправильно. Они, наверное, дураки! А я сделаю все правильно, и весь рынок будет мой!”

Один из моих бизнес-менторов, Сергей Змеев, научил меня важному правилу: “Если на входе в бизнес тебе кажется, что твои конкуренты – идиоты и все делают неправильно, а ты знаешь, как надо, то, скорее всего, идиот – это ты!” Предприниматели, длительное время работающие в данной нише с данным продуктом и данными клиентами, имеют солидный опыт, и если они что-то делают определенным образом, то явно не просто так.

Не нужно огульно считать их идиотами. Если Вы не понимаете, почему они делают что-то именно так, а не иначе, не спешите их высмеивать. Практика показывает, что стоит Вам связаться с данным бизнесом, Вы поймете мотивы их решений, и нередко придете к выводу, что они поступают очень неглупо. Хотя, конечно, переиграть их можно, но после наработки опыта, а не до, как Вам кажется.

На “ИМСР 2.0” мы подробнее изучим эту тему с практическими примерами из моей практики и практики клиентов нашей Студии.

7. Ошибки нишевого эшелонирования (в том числе полного отсутствия такового).

Если Вы ничего не слышали о нишевом эшелонировании, прочтите вот эту статью. Для магазина критично-важно определиться со своим нишевым эшелоном, гораздо важнее, чем для бизнеса услуг. Ошибка в этом определении загубит Ваш бизнес на корню, ибо никакими тактическими победами нельзя загладить стратегических просчетов.

Поэтому наряду со всеми другими мероприятиями по определению и изучению Вашей целевой аудитории, решите вопрос с нишевым эшелоном. Более подробные инструкции на эту тему вместе с соответствующим домашним заданием ждут Вас на курсе “Интернет-магазин своими руками 2.0”.

8. Чрезмерное стремление к крутому дизайну.

Многие начнут кидаться в меня тапками, но я повторю то, что говорю практически каждому клиенту нашей Студии сайтов: для Интернет-магазина дизайн – вторичен, и не имеет самостоятельной сущности. Важно в первую очередь качественное представление товара, удобство навигации, выбора и процедуры оформления и оплаты заказа, а также инструменты связи с живым человеком, если его присутствие понадобится для совершения покупки.

Безусловно, цветовая гамма, шрифты, раскладка и прочее имеют немалое значение, но совершенно не такое, чтобы целая команда профессиональных дизайнеров полгода корпела над проектом.

Существуют способы выполнить Ваш магазин в профессиональном дизайне, донастроить шрифты, цвета, загрузить свою идентику и пр., не тратя на это дольше пары вечеров. Как известно, самое глупое времяпровождение – месяцами работать над тем, что может быть сделано за несколько дней. На “ИМСР 2.0” я научу Вас решать данный вопрос достаточно быстро и без сильных заморочек (если, конечно, у Вас нет в них самостоятельной внутренней потребности, тогда будет сложнее, но и это решаемо).

9. Стремление к “полной законченности” Интернет-магазина перед его запуском.

Интернет-магазин, как и ремонт, никогда не может быть “закончен на сто процентов”. Мне постоянно приходилось и приходится видеть, что пока предприниматель загоняется над “законченностью” магазина, половина выставленного в нем ассортимента теряет актуальность и нуждается в обновлении, а воз и ныне там.

Для запуска магазина у Вас должен быть минимально допустимый ассортимент (как его рассчитать, поговорим на “ИМСР 2.0”), достаточно оформленная витрина, механизм выбора товара, оформления заказа и личный кабинет покупателя. Все остальное докручивается в процессе работы магазина, уже после запуска. По той простой причине, что без анализа поведения покупателей на магазине, не представляется возможным принять качественные решения о том, что, как и зачем на нем вообще доделывать.

10. Поручение всей работы дорогостоящим профессионалам.

Как метко заметил Генеральный директор Коммерчексой Ассоциации Профессиональных Дезинфекторов России (рабочую версию Интернет-магазина которой наша Студия сейчас готовит к запуску – вот Вам, кстати, первый из ожидаемых многими примеров, Вы научитесь делать магазины не хуже, там внизу на сайте есть надпись, что он сделан моей ЕНС-Студией сайтов): “Доверься профессионалам и не мешай им работать – мои любимые грабли”.

Вы не должны устраняться от процессов планирования, разработки, запуска и развития своего магазина. Кийосаки, конечно, заманчив с его идеей уехать на год и, вернувшись, застать свой бизнес еще более преуспевающим, но в нашей стране выйти из операционого руководства означает в скором времени потерять свой бизнес. Поверьте лучше на слово.

Так в общих чертах выглядит топ-10 самых классических ошибок начинающих создателей Интернет-магазинов, среди которых есть не только новички, но и умудренные опытом успешные бизнесмены “с земли”, желающие расшириться в онлайн.

В следующих публикациях, которые долго ждать себя не заставят, мы рассмотрим технические, юридические, организационные, финансовые, SEO- и другие ошибки при создании и развитии Интернет-магазинов.

И все это мы очень подробно разберем на нашем курсе “Интернет-магазин своими руками: Версия 2.0”, записаться на который Вы можете, следуя инструкции в письме, с которого пришли на данную страницу.

Об авторе

Павел Берестнев

Павел Берестнев - предприниматель, автор статей и других материалов по теме бизнеса, создатель и владелец ЕНС-Студии сайтов.

Ваше мнение?