«Работа предпринимателя? Павел, ты чего? Предприниматель же не работает! Я не за тем стремлюсь уйти из найма и стать предпринимателем, чтобы работать! Работа предпринимателя — это оксюморон (кстати, ты в курсе, что означает это слово?) Предприниматель не работает, он предпринимает!»
Один из моих подписчиков
В том же направлении дует ветер общественного мнения за пределами моих проектов, вот, например, какой ответ получила Толстая Фёкла с mail.ru на тот же самый вопрос:
(Вопрос, как видим, “решен” много лет назад и с тех пор ничего не изменилось).
Хорошо-хорошо-хорошо. Как угодно. Пусть не работает, а предпринимает. Тогда вопрос звучит так: а что он должен “предпринимать”, чтобы у него все получилось?
«Ну, как что? Бизнес!»
Тогда следующий вопрос: а в чем должны состоять конкретные действия по «предприниманию бизнеса»? Или хотя бы основные направления, в которых должны предприниматься такие действия?
Делать-то конкретно – что?
Идея поднять эту тему возникла у меня, когда я увидел к своей заметке под названием «Откуда берет деньги Ваш бизнес, и почему их нет столько, сколько нужно?» следующий комментарий:
Все-таки обеспечение выполнения купленных услуг и доставки купленных товаров я оставлю в списке обязанностей предпринимателя. И, ёлки-иголки, это все-таки работа!
(По ходу пьесы ремарочка: стало модным уничижительно говорить о работе, подчеркивая, что у этого слова корень «РАБ». Но если вникнуть в суть вещей, становится понятно: не тот не-раб, кто не работает совсем, а тот, кто помимо работы видит в своей жизни кое-что еще. У раба же кроме работы ничего нет. Поэтому не стоит ставить знак равенства между рабством и работой (это то же самое, что приравнивать саму по себе еду к последствиям обжорства), мол, не хочешь обожраться – вообще не ешь).
Таким образом, мы уже знаем, что предприниматель должен обеспечивать продажи того, что он продает и фактическую доставку того, что уже продал. Пока он работает в одиночку, пока он «сам по себе мальчик, свой собственный» (или девочка), приходится делать все это самому. Когда он вырастет большой и станет богатый (что большинству начинающих коммерсантов не грозит по целому сонму причин), будет спихивать на других… Но сам или чужими руками, суть остается той же: нужно определить круг обязанностей предпринимателя.
Сиречь того, в чем же заключается его работа предпринимателя (предлагаю перестать бояться этого слова). Определим и расставим приоритеты. Причем в динамике.
По моему мнению (которое есть не мое, но общепринятое в кругах тех, у кого все задуманное получается) основные направления работы таковы:
- Планирование (концептуальное, стратегическое и тактическое).
- Производство или закупка продаваемого (вне зависимости от того, что продается: инфопродукты, паркетная доска, консалтинговые услуги или чистка собак).
- Обеспечение продаж.
- Обслуживание покупателей (доставка покупок и последующий сервис).
- Обеспечение юридического и бухгалтерского сопровождения бизнеса.
- Найм, обучение персонала, создание ему необходимых условий для работы и контроль за этой работой.
Все это — необходимые блоки функционирования любого бизнеса. И предприниматель обязан предпринимать их все, причем правильно и с нужными приоритетами. Выбросьте любой из этих блоков — и катастрофа неминуема. В динамике же (если максимально кратко и ООООЧЕНЬ упрощенно) мне видится следующая последовательность.
Этап первый — ничего пока нет и не создано. Тут, как говорил Тихон в мультике, «без плана нельзя». Нужно придумать и продумать саму концепцию бизнеса, составить план и все остальное прочее. Причем так, чтобы стало понятно, что делать с утра и после обеда в ближайший понедельник.
Этап второй — план есть, нужна реализация. До этого этапа абсолютное большинство начинающих предпринимателей никогда не доходит. Потому как тут начинается самое сложное — нужно взять ноги в руки и начать делать все то, что написано в плане. Терпеливо, быстро, уверенно и подрезая по месту.
Этап третий — все завертелось, пошли первые продажи, нужно больше клиентов. Этот этап наступает, когда стало понятно, что концепция сработала, и все что нужно — это много клиентов. Здесь начинается масштабирование бизнеса.
Этап четвертый — клиентов и работы полно, аж не справляюсь, «бабки есть, все нормально». Вот именно тогда, когда предприниматель добрался до этого этапа, происходит плановый набор «кадров по объявлению», их обучение и расстановка на доске процессов и процедур. Это уже полноценный бизнес, и тут предприниматель уже конкретно «предпринимает» и совершенно «не работает», как указал выше на скриншоте мыслитель с Мейла.
Но до этого этапа еще нужно дорасти.
Бывают, конечно, и другие ситуации, когда у Вас есть четкий бизнес-план и тонна финансирования, и Вы сразу же снимаете огромное помещение, сажаете туда толпу наемников и начинаете экспериментировать… но это — не случаи моих подписчиков и клиентов.
Случай же нашего брата идеально сформулировал Сергей Юрич Змеев: «На первых этапах не делегировать ничего из того, что можно сделать самому, на последних — не делать самому ничего из того, что можно делегировать».
Ваше мнение?